Что следует знать при выборе зимних шин для автомобиля
Качественные и правильно подобранные зимние шины являются залогом безопасности движения автомобиля по заснеженным и скользким зимним дорогам. Они играют практически такую же важную роль, как двигатель, система управления, тормоза и прочие системы. Основным требованием, предъявляемым к зимним покрышкам, является максимальное сцепление с дорожным покрытием при низких температурах и неблагоприятных погодных условиях (снег, гололедица и пр.).
Достигается такое повышенное сцепление благодаря использованию более мягкой резины, которая не теряет своей эластичности при низкой температуре воздуха. Благодаря использованию специальной резиновой смеси зимние шины обладают повышенной способностью сцепляться с мерзлым дорожным полотном. Второе отличие — это особый более глубокий рисунок протекторов, обеспечивающий повышенную тягу и торможение. Именно благодаря большему, чем у летней резины количеству ламелей (прорезей) на протекторе обеспечивается лучшая управляемость автомобиля в зимних условиях.
Когда следует задуматься о замене шин на зимние
Важным вопросом, который волнует любого автолюбителя, является время, в которое необходимо менять шины. Практически все производители автомобильных покрышек пришли к единому мнению и рекомендуют производить замену, когда средняя температура воздуха составляет +7ºС и меньше. При такой температуре летняя резина становится более жесткой, теряя свои характеристики, и не может обеспечить достаточную безопасность при движении автомобиля.
Какие критерии нужно учесть при выборе
Следует отметить, что зимняя резина производится уже более полувека. За эти годы покрышки претерпели массу изменений, было разработано множество модификаций. Предприятия-производители тратят уйму средств на усовершенствование и внедрение инноваций, активно выпуская все новые модели. Поэтому рынок перенасыщен предложением и среди существующих моделей трудно остановиться на какой-то конкретной. Существует несколько критериев, исходя из которых, нужно подходить к выбору зимних шин. Рассмотрим основные из них.
Первым и основным критерием является то, на каких улицах планируется эксплуатировать зимние шины (городские магистрали или сельское бездорожье). Также немаловажными являются погодные условия, характерные для региона (температура, заснеженность и т. д.). Третьим фактором, который нужно учитывать выступает тип автомобиля. Также не маловажными являются предпочтения и манера вождения самого автомобилиста.
Типы зимних шин
Существует всего три основных типа зимней резины: - Шипованные шины - Нешипованные фрикционные шины или «липучки» - Всесезонные шины (подходят только для мягкой зимы)
Рассмотрим каждый из видов более подробно. Шипованные шины представляю собой особый тип зимних покрышек. Основной их отличительной чертой является наличие множества мелких железных шипов, которые на 1-2 мм выступают над основной поверхностью. Именно благодаря шипам обеспечивается лучшее сцепление со скользким или заснеженным дорожным покрытием. Шипы на покрышке располагаются таким образом, чтобы каждый их ряд оставлял свой след и не совпадал с предыдущим. Такие ряды обеспечивают минимальный тормозной путь на льду. В этом заключается основное предназначение шипов. Немаловажную роль также играет используемая при изготовлении резиновая смесь и рельефный рисунок протектора.
Если вы выбрали для себя шипованные шины, то на скользкой покрытой льдом трассе они будут действовать безотказно. Но на асфальте они создают больший уровень шума и имеют более длинный тормозной путь (по сравнению с нешипованными) при низких температурах. Шипованные шины могут достаточно эффективно работать при разных погодных условиях и на разных покрытиях. Но самые большие преимущества они имеют именно на льду. Поэтому если регион вашего проживания отличается продолжительными морозами и у вас часто возникает необходимость выезжать за пределы города, то шипованные шины будут оптимальным вариантом.
Нешипованные фрикционные шины или «липучки» отличаются отсутствием шипов. Лучше всего они показывают себя на снегу или мерзлом сухом асфальте. Если трасса обледенела, то по своим тормозящим качествам такие шины уступают шипам. Но они создают гораздо меньше шума, что также является немаловажным фактором.
Протекторы нешипованных шин покрываются самым разным рисунком, который может быть ассиметричным или иметь определенную направленность. Производителями применяются разные виды ламелей (прорезей), которые образовывают дополнительные грани для сцепления с дорогой, благодаря чему улучшается управляемость автомобиля и значительно сокращается тормозной путь. Поперечные или продольные каналы в протекторах таких шин способствуют удалению излишней влаги с поверхности, благодаря чему они как бы влипают в дорожное полотно.
Немаловажную роль играет специальный состав резины. Она мягкая и эластичная, хорошо сохраняет эти качества, не смотря на сильные морозы. Более всего такие шины подходят для городских улиц, которые периодически обрабатываются реагентами и очищаются от снега.
Третий и последний тип — это всесезонные шины. Они были разработаны специально для эксплуатации на протяжении всего года, получили широкое распространение в Соединенных Штатах и странах Европы, которые не отличаются длительной суровой зимой. Не смотря на то, что такие шины являются заветной мечтой многих автолюбителей, они не могут в полной мере обеспечить выполнение функций, характерных для зимней и летней резины. Производители так и не смогли объединить в одно целое полимеры, остающиеся жесткими летом и мягкие резиновые смеси, сохраняющие эластичность зимой.
Как правило, всесезонные шины отличаются тем, что на летних покрышках наносятся дополнительные прорези, которые зимой обеспечивают дополнительное сцепление с дорожным полотном. Максимальная температура, при которой могут эксплуатироваться такие шины составляет от −10 до −15 °С, если мороз опускается ниже, всесезонные шины твердеют и теряют свою эластичность. В условиях сурового зимнего климата и сильных морозов, такие шины безусловно проигрывают зимним шипованным или нешипованным покрышкам.
В летнее время всесезонные покрышки можно использовать, но они будут быстрее изнашиваться при высоких температурах и при езде на большой скорости. Поэтому выбрав для себя всесезонные шины не стоит рассчитывать, что они будут идеально работать зимой и летом. Они хорошо подходят для лета или межсезонья, но зимой не смогут обеспечить необходимую безопасность.
Как выбрать размер шин
Для любого автомобиля существует свой типоразмер шин. Для некоторых машин их несколько. Типоразмер представляет собой сочетание монтажного диаметра, ширины и высоты покрышки, рекомендованных производителем для установки на ту или иную марку автомобиля. Существуют также так называемые альтернативные типоразмеры, которые тоже могут использоваться, но не рекомендованы производителем.
Наиболее простой способ определиться с типоразмером — это проверка уже стоящих на автомобиле шин. Типоразмеры указываются на боковой стороне шины и содержат три цифры. Например, типоразмер 195/65 R15 означает, что ширина профиля составляет 195 мм, высота — 65 % от ширины, а 15 — это размер диска или монтажный диаметр шины.
Если для вашего автомобиля подходит сразу несколько типоразмеров, то для зимы лучше выбрать тот, который имеет большую высоту профиля и меньшую ширину. Чем больше высота профиля, тем более мягкой будет езда и меньшей чувствительность автомобиля к неровностям на дороге, образующимся вследствие налипания льда или снега. Чем меньше ширина профиля, тем легче с покрышки будет выталкиваться снег и вода, то есть лучшим будет сцепление с дорогой. Еще один показатель, который нужно учитывать — это индекс максимальной скорости, который показывает сертифицированные данные шины и максимальную скорость эксплуатации.