Минфин выступил против реформы топливных акцизов

Минфин выступил против реформы топливных акцизов

Министерство финансов резко против реформы акцизов на бензин, которую руководители крупнейших нефтяных компаний предложили Владимиру Путину. Это увеличит нелегальный оборот топлива, предупреждает ведомство.

В марте руководители «Роснефти» Игорь Сечин, ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов, «Газпром нефти» Александр Дюков, «Башнефти» Александр Корсик и другие крупнейшие нефтяники попросили президента Владимира Путина перенести уплату акцизов на бензин и дизтопливо с нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на автозаправочные станции (АЗС), сообщал «Интерфакс». Это обращение было связано с повышением ставки акцизов с 1 апреля: на бензин она выросла на 2 руб. в расчете на 1 л, на дизтопливо — на 1 руб. По расчетам Минфина, фискальная нагрузка на нефтяников увеличилась только в этом году примерно на 90 млрд руб.

Акциз — косвенный налог, который НПЗ фактически перекладывают на покупателей топлива на заправках. ​Его уплата отвлекает у добросовестных производителей качественного моторного топлива значительные средства из оборота, жаловались нефтяники. Перенос уплаты акцизов с НПЗ на АЗС поставит владельцев заводов и заправок в равные условия, а сейчас НПЗ, платящие акцизы с топлива, которое не продано конечному покупателю, фактически кредитуют бюджет, пояснял представитель «Роснефти». Вице-президент ЛУКОЙЛа Геннадий Федотов предупреждал, что после роста акцизов производители почти вдвое сократят прибыль от продажи бензина — до 5%.

Путин расписал письмо премьеру Дмитрию Медведеву, а он запросил мнение профильных ведомств. Решение должен был подготовить Минфин, сообщало «РИА Новости» и подтвердил РБК сотрудник одного из профильных ведомств.

Минфин выступил резко против переноса уплаты акцизов с НПЗ на АЗС, следует из отзыва замминистра финансов Юрия Зубарева, направленного 12 апреля руководителям нефтяных компаний (у РБК есть копия). Он указывает, что аналогичные предложения неоднократно обсуждались до 2003 года и не были поддержаны правительством. Главная причина: не менее 30% нефтепродуктов (например, для армии и сельского хозяйства) через розничную сеть не реализуется, а значит, не будет облагаться акцизом. Согласно данным ФНС, поступления акцизов на автомобильный и прямогонный бензины, дизтопливо и моторные масла в 2015 году составили 980,7 млрд руб., то есть под угрозой выплаты на общую сумму около 300 млрд руб. (или около 3% всех поступлений в региональные бюджеты).

Отсутствие контроля над движением нефтепродуктов, реализуемых без акцизов в опте, неизбежно приведет к увеличению нелегального оборота данных нефтепродуктов, предупреждает Зубарев. Еще один аргумент: при переносе выплаты акцизов на АЗС теряет смысл дифференциация ставок между различными видами нефтепродуктов, поскольку она стимулирует более глубокий уровень переработки топлива.

Отрицательная позиция Минфина окончательная и пересмотрена не будет, сказал РБК источник в Минфине. По его словам, письмо отправлено главам нефтяных компаний и в аппарат правительства (представитель правительства отказалась от комментариев). Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков сказал, что пока никаких решений по обращению нефтяников не принималось.

Подобная система уплаты акцизов, в том числе на АЗС, действовала в 2003–2006 годах, когда «успешно практиковались схемы уклонения от уплаты налогов», сообщал ранее «Интерфакс» со ссылкой на отзыв Минэкономразвития. В итоге, по данным ведомства, сумма недоимки по акцизам на нефтепродукты за 2004 год выросла с 1 млрд до 4,7 млрд руб. В итоге было принято решение о возврате с 1 января 2007 года к ранее действовавшему порядку уплаты акцизов, то есть к уплате производителями. Минэнерго ранее указывало, что перенос уплаты акцизов на заправки может привести не только к выпадению доходов бюджета, но и и к увеличению оборота некачественного топлива.

Представитель «Газпром нефти» подтвердил получение письма Минфина, не уточнив деталей. Представители ЛУКОЙЛа и «Башнефти» отказались от комментариев, пресс-служба «Роснефти» не ответил на запрос РБК.

По материалам сайта *autonews.ru*